Разная философия.
Научиться говорить "нет", когда возникают самые разные проблемы.
Как научиться говорить «нет»? Вопрос, в действительности, далеко не праздный.
Потому что, сказать «нет», даже в ситуации, при которой сказать «да» равносильно самоубийству, способен далеко не каждый.
Это только, кажется, что сказать «нет» легко и просто всегда, если чего-то, очень не хочется.
Для кого-то, говорить «нет» (причём, нередко совершенно необоснованно) не составляет особого труда. Это относится к тем, кто «перенасыщен духом противоречия». Есть и такая категория людей. Они способны ответить «нет» даже в ущерб себе, своим собственным интересам. Разумеется, это «крайности», хотя, в последнее время (почему-то) таких людей становится всё больше.
Но наблюдается и другая крайность. Встречаются те, кто не может прямо и открыто сказать «нет», и невольно (или, точнее сказать, непроизвольно) провоцируют оппонента на неадекватные поступки.
Так как же научиться говорить «нет», особенно в обстоятельствах, когда нельзя промолчать, а уж тем более, согласиться?
Как бы банально это ни звучало, научить этому должны родители. Разумеется, собственным примером. Причём, ведь даже сказать «нет» можно по-разному. Можно отказом обидеть, а можно подвигнуть к размышлению в одной и той же, ситуации. И как бы странно это ни звучало, но даже сказать «да», тоже можно по-разному. Можно вдохновить, а можно и унизить, если тон будет снисходительным и в виде одолжения.
Одна из важнейших задач родителей, это приучить ребёнка к принятию решения самостоятельно, терпеливо разъясняя последствия принятого решения.
Это очень сложно, потому что трудоёмко, проще просто запретить, резко сказать «нет», не объясняя мотивацию своего запрета. Ведь ребёнок вынужден будет подчиниться, даже если не понимает, почему «нет»…
А если ребёнок чего-то, не понимает и просто подчиняется требованию родителей, то сначала он пытается найти ответы самостоятельно, но потом приходит время и он вдруг осознаёт, что самое простое, это переложить ответственность на другого, особенно, в случае каких-то, неудач. И его главным критерием в том, что происходит, становится поиск виноватых во «вне», а не в собственных решениях и поступках.
Это одна сторона медали.
Но, есть и другая.
Когда ребёнок постоянно слышит «нет» у него формируется определённая реакция на этот ответ. Вырабатывается некий иммунитет, и отказ для него перестаёт вообще что-либо, значить. Если он оказывается слабее оппонента, он затаивает обиду и злобу, «отыгрываясь» на том, кто слабее его самого.
Ответы «нет», равно как и ответы «да» на любую просьбу малыша должны быть разумно обоснованы, и важно, чтобы ребёнок мог понимать обоснованность тех решений, которые принимают родители.
Лишь в этом случае, будучи взрослым, он сможет научиться говорить «нет», причём, тактично, не вызывая к себе ненависти, не причиняя необходимым отказом боль и страдания, избежав (очень может быть) личной трагедии.
Как, научиться говорить «нет», причём правильно, не обижая и не оскорбляя своим отказом того, кто желает услышать «да».
Прежде чем принять решение, очень важно определить для себя приоритеты.
И понять, что будет «наименьшим» злом для обеих сторон.
Далеко не всегда ответ «да», это обязательное добро, а ответ «нет», соответственно, зло.
Всё в этом мире относительно, всё познаётся в сравнении, а главное, время ставит всё на свои места, и, условно, говоря, сегодняшнее огорчение, в последующем может оказаться если не радостью, то облегчением.
Проще рассмотреть на возможных (наиболее распространённых) ситуациях.
Но, об этом чуть позже.
Спасибо, что прочитали статью.
Своё мнение каждый может высказать в комментариях.
Для Вашего удобства - без регистрации.
Оцените статью.
Это важно, чтобы понимать, что для ВАС полезно и интересно.
Заранее Вам благодарны.
С уважением к Вашему мнению.